Главная » 2017 » Декабрь » 28 » «Творчество возникает тогда, когда для него есть место»
15:30
«Творчество возникает тогда, когда для него есть место»

В век стремительно развивающихся компьютерных технологий жизнь человека ускоряет свой темп. Если мы не хотим потерять пользователей, а стремимся к увеличению их числа, значит нам, библиотекарям, просто необходимо в своей работе наряду с традиционными формами работы использовать инновационные формы работы с читателями и новые интересные проекты. В моей копилке несколько таких проектов, один из которых успешно реализовывается в настоящее время. Это анимационная студия «Жажда творчества».

Слово «anima» в переводе с латинского означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с одушевлением, оживлением. Мы знаем, что все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность реализовать все эти творческие способности. Анимационное киноискусство – синтетическое. Оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и песня, и музыкальное сопровождение.
Для большинства детей знакомство с искусством начинается именно с мультипликации: раньше, чем читать и даже говорить, дети начинают смотреть мультики. Мультипликационная сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. Я даю возможность ребёнку самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация личности ребенка. Также большое значение имеет психологическая роль мультипликации. Сегодня, к сожалению, на многих телеканалах демонстрируется сплошной поток американской и японской анимации, наполненной сценами насилия, военных действий и агрессии. Очень мало отечественного продукта, продолжающего традиции «Винни-Пуха», «Чебурашки», «Каникулы в Простоквашино» и др. Мультфильмов, созданных руками детей, практически нет. Задача мультистудии – восполнение этих пробелов и создание действительно добрых мультиков, которые научат растущего человека прекрасному.
Работа в мультистудии помогает ребенку выплеснуть свои эмоции. Я это называю мульт-терапией. На моих занятиях у детей раскрываются творческие способности, они приобретают новые знания и умения, а вместе с ними - уверенность в собственных силах. В игровой форме одновременно осваиваются многие разновидности творчества: изобразительное искусство, музыка, актерское мастерство. По оценкам психологов, в процессе создания мультфильмов у детей снижаются тревожность, агрессивность, повышается самооценка, они легче общаются со сверстниками. После таких занятий отличное настроение для ребят и спокойствие родителей гарантировано!
В чем же специфика мультистудии на базе библиотеки? В первую очередь, вся работа должна исходить из главного назначения библиотек - продвижения чтения. Поэтому главной целью проекта является популяризация литературы посредством создания мультфильмов детьми на основе прочитанных произведений и развитие детского литературного творчества, сочинение авторских сказок и стихотворений и создание мультфильмов по их мотивам.

За 2 года участниками мультистудии «Жажда творчества» было создано 24 мультфильма. Это мультфильмы по мотивам произведений детских писателей, народных сказок, по мотивам авторских сказок и стихотворений детей-читателей библиотеки, мультипликационные открытки-поздравления.

Готовые мультфильмы мы размещаем на сайте YouTube, на канале «Анимационная студия Жажда творчества» и в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники». Дети и родители с удовольствием пересматривают их дома, показывают родственникам и друзьям. Это служит повышению самооценки ребят, дети, создавая мультфильм, стремятся к повышению качества своего продукта, чтобы максимально полно выразить себя и свои эмоции в нём. Для родителей мультипликация – это средство развития творческого потенциала ребенка, способствующее его превращению в творца.

На первом занятии, когда ко мне приходят новички, я рассказываю, как делают мультфильмы и какие бывают техники мультипликации:

• Техника перекладка. (Рисуем и вырезаем из бумаги или картона фигурки персонажей мультфильма, и двигаем их на плоскости);

• Техника предметной анимации. (Это кладезь вдохновения, ведь можно делать мультфильмы из всего, что нас окружает);

• Техника сыпучая анимация. (Объекты в кадре создаются из любых сыпучих материалов. Это может быть молотый кофе, рис, гречка, макароны и т.д. Изображение насыпается по частям на специальный столик с подсветкой. И каждый шаг фиксируется закрепленной над столом фотокамерой);

• Техника пластилиновая анимация. (Создаем персонажей из пластилина, они могут быть как плоскими, так и объёмными. В этом нам помогает уникальная книга «Пластилиновый мультфильм своими руками», написанная известным мультипликатором Алексеем Почиваловым и художником-мультипликатором Юлией Сергеевой. Благодаря этой книге мы научились лепить плоские и объемные фигуры персонажей, выстраивать композицию в кадре, работать с фоном, снимать кадр за кадром пластилиновую историю, а также монтировать отснятый материал);

• Техника stop-motion. (Это технология создания видео на основе покадрового фотографирования. Снимаются сцена, затем в неё вносится незначительное изменение, и она снимается еще раз. Таким образом достигается, эффект движения, который группируется и монтируется на компьютере в видеоредакторе).

При создании мультфильма необходимо пройти несколько практических этапов – от рождения идеи, написания сценария, выбора техники до процесса съёмки и монтажа.
Как происходит процесс съёмки? На съёмочном столе устанавливается фон, декорации, настраивается фотокамера. Ребёнок устанавливает пластилинового героя в нужную точку, снимает кадр. Затем передвигает пластилиновую фигурку на 2-3 мм, снова снимает кадр, снова передвигает и т.д. Если в сцене участвует несколько персонажей, то за каждым из персонажей закреплен ребёнок-аниматор. И ещё один отвечает непосредственно за съёмку.

Как происходит монтаж мультфильма? Чтобы, получить из фотографий видеоролик, нужно открыть подходящую программу для монтажа видео (мы в своей работе используем программу «Veqas Pro»), и загружаем туда фотографии. Для детской анимации достаточно продемонстрировать 10-12 кадров в секунду, тогда снятые персонажи будут двигаться с нужной нам скоростью. Затем подставляем название фильма, титры. (Перечисляем всех участников, даже тех, кто внес незначительный вклад в создание мультфильма). На звуковую дорожку подставляем музыку, голоса, различные звуки. Затем сохраняем. Всё, мультфильм готов! И что нам для этого потребовалось? Самый простой фотоаппарат, штатив и компьютер.

Студию посещают дети в возрасте от 7 до 17 лет один раз в неделю в количестве 15-ти человек. С каждым годом число участников студии становится больше. Теперь я провожу выездные и семейные мастер-классы для разных возрастов. Мы создаем пластилиновых героев и придумываем какие приключения их ждут в нашем мультфильме.
Созданные творения демонстрируются на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Увидев результат своего труда, ребята с удовольствием бегут в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей и знакомых.

У нас есть свои успехи и достижения. В 2017 году наш проект «Жажда творчества» выиграл грант в краевом конкурсе творческих проектов муниципальных учреждений культуры. Благодаря этой победе у нас появилась возможность приобрести необходимое оборудование для студии мультипликации включая, цифровые фотокамеры, компьютер, микрофоны, большой плазменный телевизор, стеллажи, столы, стулья и многое другое. Юные аниматоры принимают участие в краевых, районных конкурсах и фестивалях. В декабре 2017 года нам посчастливилось принять участие в ежегодном Амурском открытом фестивале детского и молодежного кино и телевидения «Хит сезона». Мероприятие, которое уже много лет собирает не только Амурский район, районы Хабаровского края, но известно далеко за его пределами. В этом году фестиваль был посвящён Году экологии в России. Мероприятие длилось три дня с 15 по 17 декабря. Ребятам удалось побывать на мастер-классах лучших мастеров кино- и видео индустрии и актерского мастерства, защищать свой фильм перед жюри на показе всех киноработ и поучаствовать в ночном экспресс-задании «Видеоролик до 60-ти секунд» на тему «Эко-сказка». Третий день стал главным событием кинофестиваля. Статуэтки «Хит сезона» получили самые достойные и оригинальные видеоролики, в числе которых и наш мультфильм «Путаница», созданный по мотивам произведения замечательного детского писателя К. И. Чуковского, получивший номинацию «Лучший мультипликационный фильм».

Создание мультфильмов, участие в конкурсах и масштабных мероприятиях, несомненно, имеют ряд плюсов: помогают раскрыть творческий потенциал детей; служат весомой поддержкой в продвижении литературы, книги и чтения; рождают новые творческие идеи; помогают увеличить читательскую аудиторию; повышают статус библиотеки как территории чтения и интеллектуального досуга в том числе.
Просмотров: 453 | Добавил: glebgleb1990
Всего комментариев: 0
avatar